02:01 

История великой Венецианской Республики. Экономика

Великолепная Венеция
Мой блог о путешествиях www.crazy-traveller.ru
Отсутствие пахотной земли в Венеции стало причиной того, что в городе стали развиваться мореплавание и торговля. Географически город в лагуне был местом встречи Востока и Запада, и островитяне, будучи талантливыми коммерсантами, знали, как извлечь из этого выгоду. Благодаря морскому могуществу Республика Святого Марка добилась того, что корабли, проходившие через северную Адриатику, обязаны были разгружать товары только здесь.

Венеция стала транзитным пунктом, через который в Европу попадали янтарь, шелк, рис, кофе и, главная ценность того времени, пряности, которые стоили в Европе дороже золота. Потребность в пряностях была объяснимой. Пища в средние века была однообразной, и менять вкус можно было только с помощью приправ. Фармацевтика и религиозные церемонии нуждались в наркотиках и духах. Европе нужен был перец, гвоздика, мускат, корица, имбирь, камфара, ладан и прочие пряности, которые доставлялись из Индии, Цейлона или Пряных островов. Эти товары караванными путями попадали в восточные порты Средиземного моря.Также Восток обеспечивал Европу сахаром, изюмом, икрой из Чёрного моря. Далее венецианские купцы переправляли эти товары через Альпы в Германию, а обратно везли серебро, железо, теплые шерстяные ткани. По рекам венецианские купцы доставляли товары во Францию и Испанию. Обратно везли лес из Далмации (ныне это территории Хорватии и Черногории), с Чёрного моря и Сицилии - зерно. Процветала торговля рабами. Сама Венеция и ее окрестности тоже производили ценные товары: соль, ткани, муранское стекло.

Путешествия по Гибралтарскому проливу потребовали создания на верфях Арсенала более крепких судов. Само же путешествие стало возможным благодаря изобретению в 13 веке более точных методов картографии, морского компаса и руля. С начала 14 века республика ежегодно отправляла пару раз в год конвои, состоящие из двух-трех кораблей, в Англию и Фландрию (нынешние Бельгия, Франция и Нидерланды). В 1328 году 8 кораблей работало на Кипр и Армению, 4 на Фландрию и 10 на Византию и Чёрное море. Общий тоннаж венецианского флота в 14 веке достигал 40 тысяч тонн, при среднем водоизмещении в 150 тонн. Команда судна набиралась из свободных людей, которым разрешалось провозить собственный товар для торговли.

В течение трехсот лет Риальто был "Уолл-стрит" своего времени, и именно здесь зародилась мировая банковская система. Начиная с 12 века богатые купцы работали по системе "rogadie" (коммандитное товарищество), когда товар дается купцу на консигнацию, и "colleganza" (закрытое акционерное общество), когда предприниматель инвестировал в купца и получал половину прибыли или нес 40% убытков. В 14 веке возникли виртуальные расчеты, для чего венецианцы изобрели множество полезных вещей: квитанции, платежные поручения, бухгалтерские гроссбухи с двумя колонками (пресловутыми дебетом и кредитом) и страхование морских перевозок.

Специализацией Венеции были прокручивающие банки (di giro), которые занимались переводами средств со счета на счет. Единственное, чего тогда не было, — это газет с биржевыми сводками. Узнать все можно было только на рынке. Когда в 1499 году до Риальто дошел слух о том, что Васко да Гама успешно обогнул мыс Доброй Надежды, несколько банкиров вмиг разорились: вкладчики поняли, что открытие морского пути в Индию подорвет венецианскую монополию, и кинулись спасать деньги. Венецианцы вообще всегда были людьми с экономически ориентированным складом ума: в 1587 году один местный монастырь предложил страховой компании молиться за все застрахованные ею суда под 0,08% от взносов. Предложение, правда, принято не было.

@темы: из истории, география

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Венеция - Venice - Venezia

главная