Великолепная Венеция
Мой блог о путешествиях www.crazy-traveller.ru
Главной и единственной площадью в Венеции является площадь Сан Марко.
Именно об этой площади захвативший Венецию Наполеон сказал "Пожалуй это самая элегантная гостинная Европы". Площадь действительно красивая, хотя немного и необычная по планировке. Здесь много зданий, достойных восхищения...

Площадь носит имя Святого Марка (San Marco) - небесного покровителя города. Но так было далеко не всегда. Первоначально Венецию охранял Святой Теодор, это был византийский святой, Венеция же наоборот хотела отделиться от Византии. Поэтому когда в 828 году два венецианских купца прибыли в египетскую Александрию и узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов, они решили спасти мощи Святого Марка, выкрали их и привезли в Венецию. Интересно, что во избежании проблем на таможне купцы спрятали мощи святого в свиные туши и мусульмане, для которых свинья является грязным животным, не стали проверять запретное мясо.

Итак, небесным покровителем города стал Святой Марк и на главной площади Венеции в 829 году началось строительство базилики Святого Марка (Basilica di San Marco). Но уже через 150 лет первоначальное здание собора сгорело в пожаре, который перекинулся сюда от дворца дожей. Предание рассказывает, что при этом пропали и святые останки евангелиста Марка. Вскоре храм был восстановлен с некоторыми добавлениями, но через 100 лет его заменили совсем новым зданием.

Итак, ищем "10 различий")
Первоначальная базилика Святого Марка



Нынешний вид собора..


Строительство современной базилики было начато в 1063 году. По окончании строительства был устроен молебен, чтобы с Божьей помощью отыскать пропавшие мощи святого. Вот тогда-то и произошло чудо. Как рассказывает легенда, когда процессия во главе с дожем двигалась по собору, у одной из колонн воссиял свет, в ней рассыпалась каменная кладка, и из отверстия показалась рука с золотым кольцом на среднем пальце. В то же мгновение по всему собору разлился чудесный аромат. Ни у кого не возникло сомнения, что воистину нашлось тело Святого Марка, и все вознесли хвалу Господу за столь дивное возвращение исчезнувшего святого. Правда есть версия, что вся эта сказка была выдумана специально. Поскольку венецианцы боялся, что Александрия потребуют назад тело святого, то было объявлено о так называемом чуде появления тела Святого Марка в базилике, носящей его имя.

Строительство собора продолжалось еще несколько столетий, и каждое поколение венецианцев вносило что-то новое в облик собора, украшало и обогащало его. Из всех подвластных Венеции стран сюда свозились поистине сказочные сокровища. Сейчас даже сложно определить в каком стиле построен собор - здесь присутствуют элементы готики, восточные мотивы, византийский и романский стили.

Базилика Сан Марко была политическим и религиозным центром Венецианской Республики. Здесь короновались дожи, после смерти их тела приносили сюда для последнего прощания, отсюда уходили в далёкие плавания прославленные венецианские капитаны. Отсюда же начал своё далёкое плавание Марко Поло.

Общий вид собора с площади.. Перед ним развеваются три флага - флаг Италии по центру и флаги Евросоюза и Венеции по краям...


Боковая часть собора по-моему почти не уступает лицевой части.. Потрясающа каждая деталь!


Ещё одна достопримечательность площади Сан Марко это Дворец Дожей или Palazzo Ducale.
Дворец дожей - это памятник итальянской готической архитектуры 14-15 веков. Основное строительство было осуществлено в 1309-1424 годах. Обычно, здание строится с тяжёлым фундаментом, чем выше мы смотрим, тем легче становится строение. Дворец же построен по обратной системе - у фундамента он лёгкий и ажурный, но чем выше, тем становится тяжелее. На фасаде ровным рядом расположились белые колонны. Но если присмотреться получше, то мы увидим посередине две розовые. Это место, где дожи представали перед своим народом во время торжественных случаев, основными из которых являлись карнавалы и смертные казни. Вход во внутренний двор осуществлялся через Бумажные ворота (Porta del Carta), у которых сидели писцы, составлявшие прошения и письма от венецианцев. Предположительно отсюда и пошло название ворот.

Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и Сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже располагались конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство, на втором - залы Правосудия, залы для заседаний магистратур и частные апартаменты дожа. На третьем этаже - залы для высших советов правительства и высших органов правосудия. А под крышей дворца находились камеры пыток и тюрьмы, где в 18ом веке сидел знаменитый авантюрист Казанова. Темницы называли "свинцовыми" (piombi) из-за покрывающих крышу здания свинцовых листов. Днем они раскалялись так, что люди раздевались догола и часто теряли сознание.

Дворец Дожей..


Бумажные ворота заслуживают отдельной фотографии...


В непосредственной близости от Дворца Дожей стоит здание знаменитой тюрьмы Карчери (Сarcere), именно от этого итальянского слово пошло русское "карцер". Это здание было построено тогда, когда тюремных камер во Дворце Дожей стало не хватать. Хуже всего здесь были тесные камеры-колодцы (pozzi), находившихся в полуподвальных помещениях на уровне Дворцового канала. В них почти ничего не было видно, воздух был очень влажным, к тому же при наводнениях вода иногда проникала внутрь здания. Заключённые сидели на хлебе, воде и... вине. Правда, хлеб закупался по весу, поэтому булочники добавляли в него воду, а вино разбавляли водой сами тюремные надзиратели. Когда-то в одной из камер этой тюрьмы добровольно провел ночь Байрон, чтобы пережить ощущения, которые испытывает узник.

Нужно также отметить, что после отбытия тюремного срока, узники могли покинуть тюрьму только оплатив своё содержание в тюрьме. Кто не в силах был собрать указанную сумму денег, оставался в застенках на неопределённое время. В помощь таким малоимущим в Венеции был создан религиозный Орден, занимающийся сбором пожертвований для заключённых.

Здание тюрьмы соединено с Дворцом Дожей мостом Вздохов (Ponte dei sospiri): сквозь его зарешеченные окна осужденные, прощаясь со свободой, бросали последний взгляд на море, солнце и небо. Иногда по нему также проводили приговоренных к казни.

Мост Вздохов...


Вот такая картина открывалась несчастным заключённым с Моста вздохов.. остров Сан Джорджио Маджоре с одноимённой церковью...


Напротив Дворца Дожей расположилась городская библиотека Венеции. Постройка здания по проекту Якопо Сансовино началась в 1586 году, но вскоре она была прервана, так как здание обрушилось. Сансовино посадили в тюрьму, а когда он вышел на свободу, то заново построил сооружение, но уже на собственные деньги.

Первоначально здесь отливали монеты (zecchini), отсюда и название здания - Zecca (Монетный двор). В начале 14го века тут ежегодно отливалось около двух миллионов золотых и серебряных монет (дукатов). В 1870 году, после присоединения Венецианской Республики к Итальянскому государству, печатный двор был закрыт. В 1905 году внутренний двор был превращён в читальный зал библиотеки, остальная часть здания отдана под хранилище городской библиотеки Венеции, действующей и по наши дни. Нужно отметить, что в библиотеке хранится около миллиона книг, из которых 13 тысяч - это старинные рукописи.

По сравнению с остальными зданиями на площади библиотека кажется такой простенькой)


Рядом с библиотекой прямо напротив собора Сан Марко расположена одноимённая колокольня или Campanile. Кампанила - самое высокое здание Венеции, она поднимается в небо на высоту 98,5 метров. Башня была заложена около тысячи лет тому назад. На её верхушке установлена позолоченная крылатая скульптура Архангела Гавриила. Когда статуя поворачивается лицом к базилике Сан Марко, это предвещает большой разлив воды.

В давние времена Кампанила служила колокольней для собора, постом наблюдения за портом и маяком для морских кораблей, с неё также оповещали об очередной смертной казни. В 15-17 веках у фундамента колокольни прикрепляли большую деревянную клетку с провинившимся человеком. Тогда же, во время карнавала, к верхушке колокольни привязывали один конец каната, а другой закрепляли на Дворце Дожей, находящемся на другой стороне площади. По канату пускали заключённого турка. Если турок благополучно доходил до финишной прямой, предполагался удачный год, если нет - плохой. Сейчас по канату пускают искусственного голубя.

На протяжении веков Кампанила не раз подвергалась перестройкам, которые, к несчастью, не затронули фундамент здания, уходившего вглубь едва ли на 20 метров. Под воздействием ветра, дождя, соленой воды, землетрясений, ударов молнии кампанила становилась все менее устойчивой и в 1902 году она рухнула, к счастью не задев ни зданий, ни людей. Об этой истории я напишу в отдельном посте (поверьте, оно того стОит)! Совет города решил восстановить башню на том же месте и в том же виде. И десять лет спустя, в день Святого Марка 25 апреля 1912 года новая башня была торжественно открыта.

Кампанилла...


Площадь перед собором Сан Марко обрамлена длинными зданиями Старых и Новых прокураций (Procuratie Vecchie) - древних административных учреждений Венецианской республики. Эти зданий, украшенные аркадами, когда-то были резиденцией прокураторов, отвечавших за управление государством.

В здании Прокураций расположилось старейшее кафе Венеции - кафе Флориан, основанное в 1720 году. Его завсегдатаями были такие известные люди, как Гёте, Байрон, Чарльз Диккенс. Здесь Иосиф Бродский "покупал бутылку после закрытия", о чём он написал в своём произведении "Набережная Неисцелимых". Постоянным клиентом был и легендарный Казанова: в те времени "Флориан" был единственным кафе, куда пускали женщин))

Флориан...


Между собором Сан-Марко и зданием Прокураций находится часовая башня или Torre del Orologioе. Её центральная часть была построена в конце 15го века, а боковые дополнения достроили только в середине 18го столетия. Надпись на латинском языке на ней означает: "Я отсчитываю только счастливые часы". В 1999 года исполнилось 500 лет со дня постройки Часовой башни. Специально к этой дате, после двухлетней реставрации по Большому каналу на гондолах привезли циферблат часов двухметрового диаметра, покрытый синей эмалью.

На самом верху башни два мавра бьют молотками в колокол, а крылатый лев на синем звёздном фоне держит открытую книгу мира. Мавры - условное название, по-итальянски их называют "mori", что переводится как "чёрные" или "тёмные", но на самом деле это бронзовые скульптуры пастухов. Со временем скульптуры покрылись тёмным налётом, поэтому жители города и прозвали их "тёмными".

Часовая башня..


Между площадью Сан Марко и Большим Каналом находится маленькая площадь Сан Марко (пьяццетта), где стоят две массивные гранитные колонны. На одной из колонн расположена мраморная статуя Святого Теодора - первого покровителя Венеции. На второй колонне установлен вывезенный из Византии бронзовый крылатый лев Святого Марка, являющийся с 12го века символом Венеции и Венецианской республики. Изображение льва может носить несколько значений. Когда он держит лапу на раскрытой книге (Евангеле) - символ носителя мира. Если книга закрыта - лев идёт с войной. Когда же задние лапы льва находятся в воде, а передние на земле - это символизирует Венецию как владычицу моря и суши.

Колонны...


Одной из самых маленьких, но от этого не самой незаметной достопримечательностью площади Сан Марко являются голуби, которых здесь ооочень много и каждый турист считает невозможным уехать из Венеции не сфотографировавшись на главной площади с её пернатыми обитателями. Однако если для туристов голуби - это часть интерьера, то для местных жителей они - настоящее бедствие, ведь за всеми ними нужно убирать! Вот почему вокруг "голубиного вопроса" постоянно разгораются нешуточные споры между администрацией города, собирающейся уничтожить этот голубиный ужас, и защитниками пернатых засранцев (иначе их и не назовёшь!).

В результате вопрос всё-таки кое-как решили: власти запретили туристам кормить голубей. Это можно делать только специальным кормом, продающимся на площади. В этот корм добавляют вещество, после принятия которого, голуби не производят потомства. А вот местные жители борются с "голубиной чумой" другим способом: все мало-мальски приспособленные для сидения голубей места - каринизы, фонари, перила - утыканы специальными антиголубиными шипами.

Фонари на площади Сан Марко и вышеупомянутые пернатые венецианцы)))


(с) фотографии в основном мои, но не все!