03:46 

Проплывая по главной "улице" Венеции... от Сан Марко до Академии..

Великолепная Венеция
Мой блог о путешествиях www.crazy-traveller.ru
Путешествуя по Большому каналу, можно проследить все этапы развития венецианской архитектуры - от построек византийского характера до блистательных палаццо 16го века, относящихся к так называемому стилю венецианской готики; от дворцов Ренессанса до монументальных зданий Высокого Возрождения.

Набережных у Гранд Канала практически нет, их заменяют фасады домов, выходящих на канал. Эти дома, как правило, построены на сваях, при этом имеют два выхода - на сушу и на воду. Главная "улица" Венеции является сосредоточением самых красивых зданий города.

На берегах Гранд Канала располагается более 100 дворцов (palazzo). Исторически дворцом мог называться только Дворец Дожей. Остальные здания, претендующие на это звание, должны были называться Casa (сокращённо Ca), что означает просто "дом". Позднее особняки всё же начали называть Палаццо (Palazzo), то есть Дворец. Каждый влиятельный венецианский род считал своим долгом построить себе дом на Гранд Канале, а то и не один. И теперь в названиях многих особняков мы видим фамилии их владельцев. Для строительства и отделки родовых дворцов семьи привлекали лучших архитекторов, скульпторов и художников.

Перед подъездами палаццо из воды торчат деревянные сваи - палины (paline). Как в других городах Италии лошадей привязывали к железным кольцам, врезанным в стены домов, так к палинам привязывают гондолы. Эти сваи порой выглядят очень нарядно. Чем богаче был дом, тем наряднее сваи. Часто это настоящие произведения искусства, с резьбой и позолотой, пестро раскрашенные, с медными бляхами, на которых выбит герб хозяина особняка.

И всё же давайте посмотрим на Гранд Канал так, как задумывали показать его нам знаменитые архитекторы многочисленных дворцов, расположенных на главной улице Венеции.. А именно - с воды! Мы проплывём по каналу от площади Сан Марко до железнодорожного вокзала Санта Лючия.

Открывают Большой канал два здания: бывшая таможня и церковь Санта-Мария делла Салюте. Ещё в Средние века здесь существовало поселение, но поскольку место было очень болотистое, там долго не возводили никаких значительных строений. Однако, с практической точки зрения этот клочок земли уже играл важную роль: когда город оказывался под угрозой, именно отсюда растягивали две огромные цепи, одну - через Гранд канал, а другую - через канал Джудекка. А когда в 1630-1631 годах от уже третьей по счёту эпидемии чумы погибла почти треть населения Венеции, понадобилась защита иного рода.
Отчаявшись просить помощи у всевозможных святых, жители города попросили заступничества у самой Богоматери... Помогло: та эпидемия стала последней! Поэтому в 1631 году с одобрения Большого Совета и дожа Николо Контарини молодой архитектор Бальдассаре Лонгена приступил к строительству церкви Санта-Мария делла Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute, "salute" означает одновременно "здоровье" и "спасение"). По сохранившимся данным, для фундамента церкви в дно лагуны было вбито более миллиона свай. Строительство продолжалось более полувека, и закончилось в 1687 году. Архитектор церкви совсем немного не дожил до завершения своего беломраморного чуда, он умер в 1682 году, за пять лет до завершения строительства.
С тех пор каждый год 21 ноября, в день праздника Мадонны делла Салюте, венецианцы приходят к церкви, чтобы воздать свою благодарность за спасение города и помолиться за здоровье своих родных и близких.

Вид на Санта-Мария делла Салюте с одной стороны Гранд Канала...


..и с другой стороны...


любопытно, что фото 1870 года не сильно отличается от предыдущего фото, сделанного в наши дни..


Рядом располагается здание бывшей таможни, по которому и назвали данную местность Стелкой Таможни (Punta della Dogana). Начиная с 15 века здесь был причал для торговых судов, приходящих с Востока, товары которых подвергались таможенному досмотру. Здание таможни венчает кубическая башня. На её вершине находится поддерживаемый двумя бронзовыми Атлантами позолоченный шар. Его ещё называют "золотым глобусом", на котором в виде элегантной бронзовой фигурки-флюгера вращается сама Фортуна! Здание таможни было задумано как символ торгового могущества Венецианской Республики. Но в итоге оно стало лишь попыткой скрыть неизбежный упадок государства.

Таможня, вид сверху..


Она же, только ближе..


Атланты с золотым глобусом и Фортуной..


На противоположной стороне стоит совсем маленькое здание, построенное на месте сторожевой башни, к которой в средние века была привязана цепь, преграждавшая вход в Большой канал. Этот маленький домик носит гордое название дворец Контарини Фазан (Palazzo Contarini Fasan) и известен также как «дом Дездемоны». По преданию именно здесь жила знаменитая героиня Шекспира.



Однако переместимся снова на противоположный берег Гранд Канала и обратим внимание на небольшой, но очень красивый дворец - Палаццо Дарио (Palazzo Dario). Дворец был построен в 1487 году для секретаря Венецианской сокровищницы Джованни Дарио. Несколькими годами ранее, по причине отсутствия на тот момент постоянного посла в Истамбуле, Дарио вёл переговоры между Венецией и султаном Мухамедом II. В итоге обе стороны щедро наградили простого гражданина республики, что позволило ему стать влиятельным и богатым господином. Пышно украшенный мраморной мозайкой, дворец Дарио стал символом успеха его владельца.
Дворец имеет дурную славу проклятого дома. Владельцы особняка не раз подвергались насилию, становились банкротами или самоубийцами. Дочь Джованни Дарио, его зять и несколько других владельцев дома погибли. Один английский ученый покончил с собой, разорившись на реконструкции дворца. Главный редактор журнала "Who" был убит. Некий граф в 1979 году столкнулся с канделябром, брошенным его любовницей. Последняя смерть произошла в 1993 году, когда здесь застрелился один из богатейших итальянских промышленников после разразившегося коррупционного скандала.

Две фотографии дворца Дарио - 1870е годы...


...и наше время...


Дальше идет нечто необычное для Большого канала: недостроенное (а фактически не построенное вовсе) палаццо Веньер деи Леони (Palazzo Venier dei Leoni), известное также под именем "неоконченный дворец" (Palazzo non compiuto). Его начали строить в 1748 году для патрицианской семьи Веньер, утверждавшей, что ведет свое происхождение от самой Венеры. Говорили, что в саду Веньеры держали львов, но имя Леони, скорее всего, дворец получил из-за восемнадцати львиных голов на фасаде.
В те годы модно было строить на высоких пьедесталах — разительный контраст с первыми венецианскими палаццо, чьи нижние этажи скромно открыты прямо в воду из чисто хозяйственных соображений. Теперь во дворцах выродившейся республики жили светские бездельники, мерившиеся постаментами. В случае с палаццо Веньер пьедесталом все и ограничилось — на прочее денег не хватило. Весьма символично, что на руинах старой эстетики поселилась в 1947 году поклонница эстетики новой — коллекционерша и меценатка Пегги Гуггенхайм.
Пегги была дочерью богатого промышленника Бенджамина Гуггенхайма, погибшего на "Титанике" в 1912 году, и племянницей знаменитого Соломона Гуггенхайма, угольного магната и золотопромышленника, покровителя искусств, именем которого назван музей современного искусства в Нью-Йорке. После Второй мировой войны Пегги переехала в Венецию и стала искать, куда бы ей поселиться вместе со своей растущей коллекцией. Она нашла "неоконченный дворец", быстро получила разрешение на небольшую перестройку здания и уже летом 1951 года начала пускать посетителей в вечерние часы. По мере того как росло количество картин и скульптур, все больше жилой площади отводилось под выставочное пространство. В часы работы музея хозяйка со своими друзьями уходила загорать на плоскую крышу дворца, на что в консервативных венецианских кругах некоторые смотрели с укоризной, как впрочем и на художественные пристрастия Пегги.
После смерти Гуггенхайм дворец окончательно превратился в художественную галерею и перешел в управление Фондом Соломона Гуггенхайма. Сейчас в постоянную экспозицию входит более 300 работ. Большую часть экспонатов составляет личная коллекция Пегги Гуггенхайм, включающая произведения авторов, работавших в таких направлениях, как модернизм, футуризм, кубизм, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм.

В сравнении с остальными дворцами на Гранд канале, дворец Веньер деи Леони выглядит совсем уж странно..


Сама Пегги Гуггенхайм..


Ещё чуть дальше стоит необычное здание, отделаное мозаикой, это палаццо Барбариго (Palazzo Barbarigo). Здание было построено в 16 веке. Проект предусматривал три этажа: с открытой нижней лоджии был выход на канал, два верхних этажа также были с открытыми лоджиями, украшенные колоннами. В 1886 году новые владельцы здания, хозяева стекольного производства, отделали фасад паллаццо мозаикой из муранского стекла, изображавшей визит Карла V в мастерскую Тициана и Генриха III на Мурано.
Когда работы были завершены, аристократические соседи обвиняли новых владельцев палаццо в том, что здание теперь резко выделялось на фоне благородных фасадов соседних зданий. Несмотря на это, сегодняшний облик палаццо является одним из самых запоминающихся и ярких на всем Гранд канале. Сегодня часть здания используется как демонстрационный зал и магазин, продающий муранское стекло.



Теперь снова перенесемся на противоположный берег Большого канала к двум потрясающим по своей красоте дворцам.
Палаццо Барбаро (Palazzo Barbaro) — это два примыкающих друг к другу дворца, они были построены для семейства Барбаро. Первый из двух дворцов был построен в готическом стиле в 1425 году, архитектор Джованни Бон. Второй - в стиле барокко был спроектирован в 1694 году архитектором Антонио Гаспари.
В конце 19 — начале 20 веков в старый палаццо приезжало много известных личностей. Среди гостей семьи американских миллионеров Кертисов были Роберт Браунинг, Клод Моне, Джеймс Уистлер. А писатель Генри Джеймс написал в этом доме свое произведение «Бумаги Асперна».

Один из двух домов, составляющий палаццо Барбаро


Сразу за палаццо Барбаро встает шикарное желто-белое палаццо Кавалли Франкетти (Palazzo Cavalli Franchetti). Дворец построен в 15 веке, но в 1871-1882 годах был реконструирован, фактически полностью перестроен с сохране­нием форм поздней готики.

Общий вид дворца..


Кавалли Франкетти вблизи..


Далее проплываем под мостом Академии и сразу за ним открывается вид на саму Галерею Академии искусств (Gallerie dell’ Accademia). Официально она была создана как "Академия художников и скульпторов" по декрету Сената Венецианской республики от 24 сентября 1750 года. Первым директором Академии был Джамбаттиста Пьяццетта. В то время она располагалась в здании, где сейчас находится управление Венецианского порта.
Захват Венеции армией Наполеона многое изменил в судьбе и самого города, и Академии художеств. При французах были изданы декреты о закрытии монастырей и братств, которые хранили у себя произведения выдающихся венецианских живописцев. Так, в 1807 году Наполеон издал указ "О собирании из различных церквей и монастырей предметов в доме монастыря Мария де Карита". Дом монастыря Санта-Мария делла Карита был построен еще в 1552 году знаменитым Палладием. Здание не раз перестраивали, но готический фасад, позолоченный потолок и сводчатая двойная лестница Мауро Кодуччи частично сохранились с доакадемических времен.
Заведовать собранными сокровищами было поручено графу Чиконьяро - известному знатоку искусства. Все спасенные таким образом от гибели драгоценные образцы венецианской живописи, оставшиеся в упраздненных монастырях, разваленных церквях и палаццо, образовали коллекцию Галереи. Однако часть произведений была вывезена Наполеоном в Париж.
Вскоре коллекция стала пополняться за счет подношений богатых меценатов - таких как графы Моноррини, Кантарини. Император Австрийский в 1850 году купил и подарил Галерее целую пинакотеку графа Ренье. После падения империи Наполеона, Лувр был вынужден возвратить многие картины.
Слава, которой когда-то гордилась Венецианская Республика, продолжает жить в Галерее Академии - сокровищнице венецианского искусства и одном из величайших музеев Европы. Коллекция, представленная в хронологическом порядке (с 13 по 18 век) - это самая крупная и обширная витрина работ всех великих мастеров живописи Венеции. Здесь действительно есть буквально все - картины Паоло и Лоренцо Венециано (14 век), произведения Витторе Карпаччо и Беллини (15 век), творения Тинторетто, Веронезе и Тициана (16 век), полотна таких живописцев 17-18 веков, как Каналетто, Гварди, Тьеполо. Выставленные художественные произведения показывают нам, какой была Венеция пять столетий назад. Эти полотна свидетельствуют о том, насколько мало изменился город в течение такого долгого времени.

Внешне Галерея Академии выглядит довольно скромно.. Главное богатство - внутри!


От Галереи Академии на противоположный берег Гранд Канала ведёт мост с одноименным названием - мост Академии (Ponte dell’Accademia) — самый южный из четырёх мостов в Венеции через её "главную магистраль".
Изначально задуманный в 1488 году, мост Академии не был построен до 1854 года. Альфред Невилл создал мост в виде оригинальной стальной конструкции. В 1934 году архитектор Миоцци создал это временное сооружение взамен металлического моста 1854 года, который подвергался жесткой критике из-за его конструкции и использованных материалов, делавших его "слишком современным". Был разработан проект каменного моста, близкого по стилю к окружающим его зданиям, однако мост Академии так и сохранил до наших дней свою деревянную конструкцию.

Первый мост Академии, изображение датируется 1911 годом..


Сегодня он выглядит намного гармоничнее..

@темы: архитектура и скульптура, из истории, прогулки по городу, фотография

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Венеция - Venice - Venezia

главная