Великолепная Венеция
Мой блог о путешествиях www.crazy-traveller.ru
Когда смотришь на Венецию, то кажется, что совсем не Рим нужно было назвать "вечным городом". Здесь всё как будто бы застыло во времени.. во времени Тициана, Галилея или Казановы... Но вот наступает момент, когда городу нужно что-то новое - современные технологии, свежие идеи, новые постройки. И вот уже вместо гондол появляются на каналах вапоретто, с материка прокладывают железную дорогу и... строят в сентябре 2008 года, впервые за последние 70 лет, новый мост, который стал четвёртым по счёту на Большом канале. Это мост Конституции (Ponte della Costituzione), названный так в честь 60-летия итальянской Конституции, которое праздновалось тогда. Второе своё название мост получил от своего создателя - мост ди Калатрава (Ponte di Calatrava).

Вокруг строительства нового моста разгорелись споры и ссоры ещё до начала его постройки. Было совершенно непонятно для чего он нужен именно в этом месте Большого канала? Новый мост располагается между вокзалом Санта Лючия и площадью Рима. Строго говоря, это еще не сама Венеция, а граница между ней и остальным миром. Венеция соединена с материком длинным мостом, по которой идут поезда и автобусы, на поезде приезжают на вокзал, на автобусе - на площадь Рима. Это последний современный транспортный узел, дальше можно передвигаться только по воде или пешком по мостикам.
Нельзя сказать, что без этого моста город задыхался. Между вокзалом и площадью есть мост, находящийся в ста метрах от нового. Но тем, кто приехал в Венецию на поезде и сразу стремится пересесть на автобус, чтобы поскорей уехать из этого волшебного города, раньше приходилось идти с чемоданами по узенькой набережной самого красивого в мире канала и еще переходить через изящный горбатый мостик. Теперь они могут идти прямо и сразу уезжать.

Конкурс проектов нового моста проводился аж в 1996 году и выиграл его тогда известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Весь мир знает его в основном по Олимпийским играм, которые он обустроил дважды - в Барселоне и в Афинах. Но главное его произведение - "город искусства и науки" в Валенсии. В этом городе, точнее парке, лежит гигантский металлический глаз, у которого время от времени открывается веко, и за ним обнаруживается шарообразное стеклянное здание-зрачок, в котором располагаются разные общественные пространства. Похожий на сюрреалистическую картину, глаз выстроен в реальности из металла, стальные двигательные системы - тросики и гидравлические мускулы - заставляют его открываться, закрываться и моргать.
Это всё, конечно, замечательно. Только впечатлившись достижениями великого архитектора все, наверное, забыли, что Венеция - это не Валенсия. Это вообще совершенно особенный, во всех смыслах, город. Так что прежде, чем приглашать сюда такого мастера-авангардиста, нужно было хорошо подумать и ещё тысячу раз всё взвесить.


Валенсийский "глаз" Калатравы

Ещё одной проблемой в деле строительства моста стало то, что город может просто физически быть не пригодным для такой тяжёлой конструкции. Появились опасения, что под тяжестью стали и стекла не выдержат берега Большого канала и попросту начнут уходить под воду. Сначала мост планировали собрать на месте, но для надёжности решили всё-таки отправить его на испытания в специальный ангар, а потом уже почти собранную конструкцию везли к месту установки.
Произведение Калатравы провезли по всему Гранд каналу от площади Сан-Марко. Мост плыл в ночь с 28 на 29 июля, вся Венеция стояла по берегам канала, смотрела и переживала. В некоторых местах специально выстроенная баржа почти садилась на мель (она проходила в 10 сантиметрах над дном канала), а в некоторых - едва не сносила строения по берегам. Под Риальто новый мост проплыл в 20 сантиметрах ниже уровня свода и провозили его там целых 4 часа, что бы ни в коем случае новая, ещё не установленная, постройка не задела пережившего века старичка-Риальто.




Транспортировка моста по Гранд каналу


Набережные Гранд канала во время транспортировки нового моста

Были ещё различные проблемы в виде ругани в городском совете из-за превышения бюджета на строительство моста. По некоторым данным он был превышен аж в два раза. На этой почве тут же активизировались политические оппоненты действующих городских властей. В день торжественного открытия моста они собирались устроить публичную акцию с обвинениями в бессмысленной трате денег из городского бюджета. В результате церемонию открытия, на которую должен был приехать президент республики, пришлось вообще отменить.
Когда горожане уже в действительности, а не на планах и картинках, увидели отделанный мост, начались возмущения - современная конструкция из стали и стекла, по мнению многих, не вписывалась в облик Большого канала.
Даже когда мост уже был открыт и начал активно использоваться жителями и гостями города, снова нашлись недовольные. Новое сооружение было признано опасным после нескольких случаев травм разной степени тяжести, полученных во время прогулок по злополучному мосту.

Но так или иначе, уже около полу года мост Конституции соединяет два берега главной "улицы" Венеции. Каждый день по нему проходят сотни венецианцев и туристов. А каждую ночь мост освещает Большой канал своей разноцветной подсветкой. И вроде бы все уже смирились и привыкли, ведь не так уж и плохо вписалась новая авангардная постройка в интерьер средневекового города...







(с) материалы частично взяты из статьи Григория Ревзина, газета "Коммерсантъ"


@темы: прогулки по городу, современное, фотография